|
Мысли о себе
В ранние годы своей юности я обнаружил альбом с фаюмскими портретами. Беру СЭС [Советская энциклопедия слов] и читаю: древне-египетские заупокойные живописные портреты... плоскостная, графическая живопись, условность образов. Интересно, -- заупокойная живопись -- и здесь же яркая жизненная характеристика образов. Тогда эти портреты зацепили полностью все мое существование, весь мой внутренний мир.
Позднее, когда в Иркутске состоялась первая моя выставка, журналист Лиля Ладик обратила внимание на цветовую характеристику моих портретов, где «при всей условности прочитывается конкретный характер человека», - это ее высказывание.
И что такое портреты гримом? Я не художник, я актер. Театр мой возник с 7 лет, когда я впервые пришел в драмкружок ДК им. Горького в Ленинграде. В течение многих лет этим кружком руководил замечательный человек Н.Ф.Разуваев. Его помощники Г.А.Агапов и Т.Э.Визель прививали нам, детям, прежде всего, вкус и культуру. Нас не готовили в актеры, но, тем не менее, актерами стали многие кружковцы.
Актерство возникло после Ярославского театрального училища, позднее закончил вуз. Педагогами были великий русский актер н.а. России В.А.Солопов, Е.Б.Василевская -- наш любимый педагог по речи, ученица А.Я.Таирова, С.М.Варзанова –заслуженный работник культуры,прекраснейший педагог по танцу, знаменитый режиссер н.а.СССР Ф.Е.Шишигин, н.а.СССР С.К.Тихонов. Курс наш был сильным, индивидуальным, взрослым -- Лариса Селезнева, Гена Полунин, Таня Кривошеина [Исаева], Андрей Болтнев, Саша Комолова.,Наташа ЧУРКИНА,Миша Пичигин. Владимир Алексеевич не мешал нашей природе, не ломал, не подстраивал под себя. Он шел от нас. А еще он говорил: «На сцене нужно слегка озорничать». В своих работах я всегда озорничаю, иронизирую — над всеми героями моих портретов. И над героем своих автопортретов – в первую очередь.
Я отсекаю все лишнее в цвете. Трансформирую глаза, губы, ищу в образе суть, гротеск. Судьба подарила мне дружбу с великими драматическими актерами, чьи комические роли навсегда остались в истории театра и кино -- Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Нонна Мордюкова, Фаина Раневская.Встречи с Еленой Камбуровой,ее концерты.Дружба с Людмилой Рзумовской.... У них учился я видеть и воспринимать смешное и трагическое.… Грим же и существует для того, чтобы из зрительного зала была видна главная эмоция маски – трагическое должно быть бледным, комическое, как минимум, рыжим. Театральный грим на сцене создает образы, которых на самом деле нет. Мои портреты – это театральные маски, застывшие на бумаге,а театр мой-в портретах. Для Виктора Бердакова мир театра открылся в семь лет, когда он пришёл в драмкружок в ДК им. М. Горького в Ленинграде. Впоследствии театр стал не только его профессией, но и образом жизни. Виктор Бердаков искал здесь всё новые и новые ресурсы самовыражения. Он создал свой Театр образов — портреты, написанные руками и театральным гримом. |
© viktorberdakov |